Чем объемнее используется тампон, тем в большей степени он способен сам частично гасить возникающие вибрации силиконовой массы. Следовательно, поверхность тампона в меньшей степени будет скользить по печатной площади и искажения печатного изображения будут минимизированы за счет использования более объемного тампона. С другой стороны, большой тампон всегда является дополнительным утяжелением для машины, и его использование требует увеличения давления во время печатного процесса. Причем, давление машины необходимо увеличивать не пропорционально объему тампона, а в большей степени, так как сам тампон из-за большого объема частично гасит деформацию, следовательно, чтобы его деформировать потребуется большее давление.
Если Вы используете более твердый тампон, то печатный процесс меняется следующим образом:
- увеличивается краскоизмещение на печатной форме и верхний слой краски на печатной форме имеет тенденцию становиться неровным;
- возрастает давление деформации тампона;
- печатное изображение становится более четким, так как твердый тампон в меньшей степени облегает структуру поверхности;
- уменьшается растискивание краски.
Эластичные деформации печатного материала под давлением будут смазывать контуры и искривлять изображение. Поэтому, чем тверже тампон, тем меньше эффект смазанного изображения. Также плюсом твердого тампона является то, что, благодаря хорошей внутренней стабильности, он меньше склонен к вибрации во время печатного процесса.
Наши клиенты часто задаются таким вопросом, когда речь заходит о создании собственного производства для нанесения изображений на различного вида сувенирную и полиграфическую продукцию.
При выборе способа печати нужно руководствоваться следующими соображениями:
- Если основное направление Вашей деятельности будет связано с печатной продукцией типа визиток, бланков, плакатов, а также печать по текстильной продукции, флагам, маечкам, то оптимальный выбор для Вас - это шелкография. При этом запечатка ручек, зажигалок, брелоков и т.п. будет Вам также доступна. А если при этом Вы докупите станок для печати по цилиндрическим поверхностям, то сможете наносить изображения на боковые стенки пепельниц, запечатывать кружки, флаконы цилиндрической формы и стаканчики. Это дает с одной стороны экономию в себестоимости продукции относительно тампопечати, но с другой стороны снижение производительности и увеличение трудоемкости, так как большее количество факторов по сравнению с тампопечатью будет влиять на конечный результат.
- Если Вы собираетесь печатать по фарфору, керамике, стеклу, то определитесь, какая форма посуды будет преобладающей в Вашей продукции. Печать по строго цилиндрическим формам Вы сможете наносить на станке для трафаретной печати по цилиндрическим поверхностям. Преимущества здесь очевидны: низкая себестоимость, возможность запечатывать предмет вкруговую по всему диаметру, более интенсивный цвет золота и серебра. Используется такой способ для малотиражной продукции. Если Ваша продукция отличается разнообразием форм, то больше Вам подойдет тампопечать. Выбирая тампоны разной формы, Вы сможете печатать и по плоским и по овальным и по цилиндрическим формам, любым углублениям, искривленным поверхностям и т.п. Выбрав тампопечать Вы получите следующие преимущества: высокая производительность, разнообразие форм, меньшие затраты на приобретение оборудование для изготовления форм по сравнению с шелкографией. Недостаток: ограниченная площадь запечатки по цилиндрическим поверхностям.
- Если основой своего производства Вы выбираете изготовление сувенирной продукции, т.е. ручки, зажигалки, пепельницы, кружки, брелоки, клипсы и т.п., то Вы непременно остановите свой выбор на станке для тампопечати. С его помощью Вы сможете производить одно- или многоцветную продукцию и даже полноцвет, выполнять заказы в минимальные сроки, Вам будет доступна практически любая сувенирка, Вы без труда сможете сами изготавливать формы для печати с минимальными затратами средств и времени. При желании Вы сможете также принимать заказы на печать (маркировку) различной продукции, не ограничивая себя сувениркой, и получая дополнительную прибыль.
Независимо от формы тампона, у него всегда есть угол закругления. А численное значение этой характеристики показывает, насколько тампон пологий или отвесный. Оптимальный результат и отсутствие проблем в процессе печати Вы получите, если будете использовать тампоны с углом закругления от 20 до 50 градусов.
Выбор тампона с более отвесной поверхностью обоснован тем, что такой тампон позволяет избежать так называемых "air pockets" (воздушных пузырьков) во время переноса краски. Это происходит за счет постепенного опускания тампона на клише, что позволяет вытеснить весь воздух с поверхности в точке контакта.
Помимо того, что Вы решаете проблему "воздушных пузырьков", используя тампон с большим углом закругления, Вы получаете более четкие контуры изображения, а, следовательно, улучшаете качество Вашего оттиска.
- возрастает вытеснение краски из углублений клише, т.е. на тампоне в зоне контакта слой краски может быть неравномерным
- для деформации такого тампона требуется большее давление
- большее давление оказывается на запечатываемый предмет
- вибрация отвесного тампона во время его движения возрастает
Если говорить о выборе тампона, то при выборе отдавайте предпочтение тампонам более отвесным, нежели пологим, более объемным, нежели маленьким, более твердым. С помощью тампона, удовлетворяющего этим требованиям, Вы добьетесь наилучших результатов. Наравне с максимальным давлением Вашего станка в расчет также должны быть приняты следующие факторы:
- форма предмета
- поверхность предмета
- тип и размеры печатного изображения, которое Вы хотите нанести.
Выбор тампона будет зависеть от совокупности этих факторов. Следовательно, очень важно учесть такие характеристики тампона как: размер печатной поверхности, объем, форма поверхности и твердость. Качество силикона в данном случае играет второстепенную роль.
Отвечая на этот вопрос, можно рассматривать несколько факторов, влияющих на себестоимость оттиска. Если включать амортизацию оборудования в расчеты себестоимости продукции, не учитывая других факторов, которые меняются в зависимости от того, какой станок Вы используете, то себестоимость резко возрастает при использовании станка с закрытой красочной системой, т.к. такие станки (обычно это европейское производство) отличаются по стоимости от станков с открытой системой (Ю.Корея, Гон-Конг, Тайвань и т.п.) в 2-3 раза. Хотя для того, чтобы посчитать амортизацию оборудования, необходимо знать его ресурс. С этим сложнее. Ресурс таких машин может исчисляться годами, но никто не сможет посчитать, сколько при этом оттисков Вы на этом станке сделаете. При этом очень важен уход за машиной. По-научному это называется "общие производственные условия", и сюда относятся такие факторы, как: работаете ли Вы постоянно на предельной мощности машины, используете ли оригинальные запчасти и комплектующие, какие используете расходники, проводите ли профилактические работы, смазываете ли узлы и движущиеся части машины и т.п. Однозначно можно сказать, что ресурс производственных станков (например, Tampoprint, Германия) и более простых станков с открытой красочной системой будет отличаться также как стоимость, но в сторону станков с закрытой системой. Надо, конечно, понимать, что дело тут не в открытой или закрытой красочной системе, а в производителе. А другие факторы, о которых мы упомянули в начале сообщения, конечно, учитывать нужно. Прежде всего, это меньший (причем намного) процент отбраковки (косвенное уменьшение с/с продукции) и меньшие затраты времени на печать тиража (еще один косвенный фактор уменьшения себестоимости, связанный с выполнением большего числа заказов и получением дополнительной прибыли). В данном случае, конечно, речь шла о станке с закрытой системой производства Германия.
Процесс переноса краски с клише через тампон на печатный материал может быть улучшен за счет использования промежуточной подсушки, например, воздушного сопла. Схема его действия такова: воздушный поток, направленный на тампон с краской насыщается растворителем, тем самым ускоряя процесс его испарения из красочного слоя. Внешний слой краски на тампоне подсыхает и приобретает лучшие адгезионные свойства, вследствие чего краска быстро и полностью "прилипает", т.е. переносится на запечатываемое изделие.
Как для промежуточной подсушки воздушные сопла могут также использоваться и для окончательной сушки красочного слоя уже на материале. А для большего эффекта воздух перед подачей в сопло может быть подогрет.
Учитывая большое разнообразие используемых источников света и их мощности, а также различные расстояния между копировальной рамой и источником света, лучше самостоятельно определять точную длительность экспонирования, применяемого для изготовления печатных форм для трафаретной печати.
Для этого используются тесты. Мы предлагаем тест Autotype Exposure Calculator позволяющий быстро и точно определить время экспозиции.
При печати на тампостанке могут применяться несколько типов клише. В зависимости от материала и его толщины они подразделяются на:
- синтетические (или полимерные) клише - изображение делается в одном из полимерных слоев;
- клише из анодированного алюминия;
- стальные клише:
- сталь твердого сплава с низким содержанием хрома,
- стальная пластина со специальной поверхностной обработкой;
- керамические клише.
Стальные клише для тампопечати изготавливаются травлением или лазером. Для производства алюминиевых и керамических клише применяется только лазер. Синтетические клише вначале засвечиваются, а затем промываются водой или другими веществами (такими, как спирт или щелочь).
Требования к пленкам зависят от типа изготавливаемого клише. Так для изготовления травленых металлических клише необходимо вывести пленки в зеркальном позитивном виде, а если металлическое клише будет изготавливаться с помощью лазерной гравировки, то технические данные для вывода должны иметь соответствующее разрешение и совместимый формат данных.
Для производства синтетических (полимерных) клише Вам потребуется выведенная зеркально матовая позитивная пленка, с эмульсионным слоем (тонера) до 0,06 и оптической плотностью не менее 3,5. Толщина слоя тонера - обычная как для любых фотовыводных работ, а достаточно высокая плотность тонера связана с долгим временем, необходимым для засветки фотополимерных клише. Если плотность тонера будет низкой, то Вы получите нежелательную полимеризацию там, где этого не предполагали.
Необходимость в матовой пленке связана с тем, что слой мономера липкий и может стать причиной так называемых "воздушных карманов". Воздушного зазора между полимерным клише и пленкой можно избежать за счет функции матовости пленки как не дающей полимеру прилипать к пленке.